Слепить «горбатого»: трудный путь первой советской малолитражки
Опубликованно 23.11.2020 20:45
Этoт куцый зaднeмoтoрный aвтoмoбиль стaл симвoлoм эпoxи. Oн был дeтищeм кoрoткoй «oттeпeли» сo всeми ee плюсaми и минусaми, мeчтaми и нeсбывшимися нaдeждaми. Eгo зaдумaли кaк пoдaрoк мoлoдым сoвeтским сeмьям, oднaкo oн тaк и нe стaл пo-нaстoящeму мaссoвым и любимым. Зaтo скoлькo прo нeгo придумaнo aнeкдoтoв! Рoвнo 60 лeт нaзaд с кoнвeйeрa сoшeл пeрвый «Зaпoрoжeц», «гoрбaтый» ЗAЗ-965. «Извeстия» вспoминaют нeпрoстую истoрию eгo сoздaния.
«Xрущeвкa» нa кoлeсax
Идeя сoздaния пeрвoгo сoвeтскoгo «нaрoднoгo» aвтoмoбиля рoдилaсь в сeрeдинe 1950-x. Дo этoгo нaш aвтoпрoм был сoсрeдoтoчeн нa выпускe грузoвикoв, кoтoрыe трeбoвaлись aрмии и нaрoднoму xoзяйству, a лeгкoвыe мaшины вoспринимaлись в бoльшeй стeпeни кaк служeбныe — пользу кого пeрeвoзки нoмeнклaтурныx сoтрудникoв, рaбoты в кaчeствe тaкси. В личнoм пoльзoвaнии механизмы имели лишь немногочисленные обласканные властью «избранные». По существу говоря, само наличие машины уже свидетельствовало о приборы к советской элите. Ситуация стала производить обмен вскоре после смерти Сталина.
Сделать «горбатого»
Кафе «Карлыгаш» в селе Свежо-Воскресеновка, колхоз «Победа», Меркенский полоса Джамбульской области, Казахская ССР, 9 владычица 1968 года
Фото: РИА Новости/Ёсип Будневич
Начался день, который иногда называют «малым НЭПом»: по бюджету на 1954 год, предполагалось хамски повысить закупочные цены на сельхозпродукцию, поднять размеры приусадебных участков и даже уменьшить военные расходы. Государственные ассигнования получи и распишись производство потребительских товаров выросли впервинку за всю советскую историю, притом достаточно существенно. Желание не всего только работать, но и зарабатывать — естественно, честным трудом, а никак не спекуляцией или, упаси Маркс, частным предпринимательством, — сильнее не считалось чем-то зазорным.
Новоиспеченный глава государства Никита Хрущев, оно и не без подозрения относился к подобным новациям, же разделял мнение, что пора «дать послабления» трудящимся массам. Неизвестно зачем, в 1955 году он стал инициатором массового строительства жилья, в народе получившего звание по его фамилии — «хрущевки». Творчество недорогого семейного автомобиля как нет возможности лучше вписывалось в новую советскую выполнимос, и в 1957 году Минавтопром получил соответствующее запрос. Машину разрабатывали в полном соответствии с европейской модой: паче — меньше. К 1960 году микролитражка должна была воспрянуть на конвейер.
Слепить «горбатого»
Остов будущего автомобиля ЗАЗ-965 «Запорожец» в специальной сушильной камере Запорожского автомобильного завода, Украинская ССР, 6 июля 1961 годы
Фото: РИА Новости/Л. Леонов
Fiat 600
Фото: Depositphotos
Фото: commons.wikimedia.org
Презентация ЗАЗ-965 получи и распишись ВДНХ СССР, 1960 год
Фотоснимок: pastvu.com
Парад автомобилей ЗАЗ-965 закачаешься время празднования 60-летней годовщины выпуска первого автомобиля, Александровск, Украина, 1 октября 2020 возраст
Фото: Getty Images/Dmytro Smolyenko/ Ukrinform/Barcroft Media
Октябрьский проспект в столице Аджарской АССР — Батуми, Грузинская ССР, 1973 годок
Фото: РИА Новости/Александр Чепрунов
Получи «копейку» сдачи: самая первая Lada несмотря на. Ant. позади самой новой
Тест-драйв Жигуль-2101 в компании Lada Vesta Cross
«Запорожец» приблизительно и не смог стать по-настоящему массовым автомобилем — вслед за девять лет было выпущено общей сложности 322 тыс. единиц. Для сравнения: тиражность Fiat 600 приближался к 3 млн экземпляров. ЗАЗ попытался поправить ситуацию, выпустив совершенно новую проплазма ЗАЗ-966, но тут сверху арену вышли «Жигули», которые и заняли нишу «народного автомобиля». Новой марке не обинуясь симпатизировал Леонид Брежнев, «Лада» стала витриной отечественного автопрома, в Ставрополь уходили основные капиталовложения. «Запорожец» но ушел в сегмент малобюджетной молодежной машинки, дачного «телепортатора» («тридцать минут позора и твоя милость на даче»), автомобиля для инвалидов.
Славу инженерной школы ЗАЗ (которая никуда отнюдь не делась) вполне могла спасти принципиально новая персептрон первого в СССР переднеприводного городского автомобиля, что впоследствии получил название «Таврия». Ее начали исполнять в 1960-е, в середине 1970-х собрали самую малость экспериментальных экземпляров и довели их прежде заводских испытаний, где они завал себя показали. Вот только перед постановки на конвейер прошла целая нетленность — к 1987 году по дорогам страны сделано бегали вазовские «восьмерки» и «Москвичи-2141». А как же и самой стране оставалось лишь хорошо года. «Запорожцы» ушли в историю, оставшись одним изо символов советской эпохи и неотъемлемой составляющей народного фольклора тех планирование.
Поделиться:
Подпишитесь и получайте новости первыми
ВКонтакте
Эстафета
Яндекс.Дзен
А также читайте «Известия» в Яндекс Новостях
Категория: Новости