Слепить «горбатого»: трудный путь первой советской малолитражки


Опубликованно 23.11.2020 20:45

Слепить «горбатого»: трудный путь первой советской малолитражки

Этoт куцый зaднeмoтoрный aвтoмoбиль стaл симвoлoм эпoxи. Oн был дeтищeм кoрoткoй «oттeпeли» сo всeми ee плюсaми и минусaми, мeчтaми и нeсбывшимися нaдeждaми. Eгo зaдумaли кaк пoдaрoк мoлoдым сoвeтским сeмьям, oднaкo oн тaк и нe стaл пo-нaстoящeму мaссoвым и любимым. Зaтo скoлькo прo нeгo придумaнo aнeкдoтoв! Рoвнo 60 лeт нaзaд с кoнвeйeрa сoшeл пeрвый «Зaпoрoжeц», «гoрбaтый» ЗAЗ-965. «Извeстия» вспoминaют нeпрoстую истoрию eгo сoздaния.

«Xрущeвкa» нa кoлeсax

Идeя сoздaния пeрвoгo сoвeтскoгo «нaрoднoгo» aвтoмoбиля рoдилaсь в сeрeдинe 1950-x. Дo этoгo нaш aвтoпрoм был сoсрeдoтoчeн нa выпускe грузoвикoв, кoтoрыe трeбoвaлись aрмии и нaрoднoму xoзяйству, a лeгкoвыe мaшины вoспринимaлись в бoльшeй стeпeни кaк служeбныe — пользу кого пeрeвoзки нoмeнклaтурныx сoтрудникoв, рaбoты в кaчeствe тaкси. В личнoм пoльзoвaнии механизмы имели лишь немногочисленные обласканные властью «избранные». По существу говоря, само наличие машины уже свидетельствовало о приборы к советской элите. Ситуация стала производить обмен вскоре после смерти Сталина.

Сделать «горбатого»

Кафе «Карлыгаш» в селе Свежо-Воскресеновка, колхоз «Победа», Меркенский полоса Джамбульской области, Казахская ССР, 9 владычица 1968 года

Фото: РИА Новости/Ёсип Будневич

Из речи Георгия Маленкова нате V сессии Верховного Совета (август 1953 лета):

«Неотложная задача состоит в том, для того чтоб в течение двух-трех лет ярко повысить обеспеченность населения продовольственными и промышленными товарами — мясом и мясными продуктами, рыбой и рыбными продуктами, маслом, сахаром, кондитерскими изделиями, тканями, одеждой, обувью, посудой, мебелью и другими предметами цивилизованно-бытового и домашнего обихода, значительно возбудить обеспеченность населения всеми товарами народного потребления».

Начался день, который иногда называют «малым НЭПом»: по бюджету на 1954 год, предполагалось хамски повысить закупочные цены на сельхозпродукцию, поднять размеры приусадебных участков и даже уменьшить военные расходы. Государственные ассигнования получи и распишись производство потребительских товаров выросли впервинку за всю советскую историю, притом достаточно существенно. Желание не всего только работать, но и зарабатывать — естественно, честным трудом, а никак не спекуляцией или, упаси Маркс, частным предпринимательством, — сильнее не считалось чем-то зазорным.

Новоиспеченный глава государства Никита Хрущев, оно и не без подозрения относился к подобным новациям, же разделял мнение, что пора «дать послабления» трудящимся массам. Неизвестно зачем, в 1955 году он стал инициатором массового строительства жилья, в народе получившего звание по его фамилии — «хрущевки». Творчество недорогого семейного автомобиля как нет возможности лучше вписывалось в новую советскую выполнимос, и в 1957 году Минавтопром получил соответствующее запрос. Машину разрабатывали в полном соответствии с европейской модой: паче — меньше. К 1960 году микролитражка должна была воспрянуть на конвейер.

Слепить «горбатого»

Остов будущего автомобиля ЗАЗ-965 «Запорожец» в специальной сушильной камере Запорожского автомобильного завода, Украинская ССР, 6 июля 1961 годы

Фото: РИА Новости/Л. Леонов

Fiat 600

Фото: Depositphotos

Фото: commons.wikimedia.org

Презентация ЗАЗ-965 получи и распишись ВДНХ СССР, 1960 год

Фотоснимок: pastvu.com

Парад автомобилей ЗАЗ-965 закачаешься время празднования 60-летней годовщины выпуска первого автомобиля, Александровск, Украина, 1 октября 2020 возраст

Фото: Getty Images/Dmytro Smolyenko/ Ukrinform/Barcroft Media

Октябрьский проспект в столице Аджарской АССР — Батуми, Грузинская ССР, 1973 годок

Фото: РИА Новости/Александр Чепрунов

Получи «копейку» сдачи: самая первая Lada несмотря на. Ant. позади самой новой

Тест-драйв Жигуль-2101 в компании Lada Vesta Cross

«Запорожец» приблизительно и не смог стать по-настоящему массовым автомобилем — вслед за девять лет было выпущено общей сложности 322 тыс. единиц. Для сравнения: тиражность Fiat 600 приближался к 3 млн экземпляров. ЗАЗ попытался поправить ситуацию, выпустив совершенно новую проплазма ЗАЗ-966, но тут сверху арену вышли «Жигули», которые и заняли нишу «народного автомобиля». Новой марке не обинуясь симпатизировал Леонид Брежнев, «Лада» стала витриной отечественного автопрома, в Ставрополь уходили основные капиталовложения. «Запорожец» но ушел в сегмент малобюджетной молодежной машинки, дачного «телепортатора» («тридцать минут позора и твоя милость на даче»), автомобиля для инвалидов.

Славу инженерной школы ЗАЗ (которая никуда отнюдь не делась) вполне могла спасти принципиально новая персептрон первого в СССР переднеприводного городского автомобиля, что впоследствии получил название «Таврия». Ее начали исполнять в 1960-е, в середине 1970-х собрали самую малость экспериментальных экземпляров и довели их прежде заводских испытаний, где они завал себя показали. Вот только перед постановки на конвейер прошла целая нетленность — к 1987 году по дорогам страны сделано бегали вазовские «восьмерки» и «Москвичи-2141». А как же и самой стране оставалось лишь хорошо года. «Запорожцы» ушли в историю, оставшись одним изо символов советской эпохи и неотъемлемой составляющей народного фольклора тех планирование.

Поделиться:

Подпишитесь и получайте новости первыми

ВКонтакте

Эстафета

Яндекс.Дзен

А также читайте «Известия» в Яндекс Новостях



Категория: Новости